Государственное учреждение образования «Детский сад № 20 г. Кобрина»
участвует в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» на 2023/2024 учебный год.
Впервые в Республике Беларусь будет апробировано разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте».
Гипотеза исследования. Реализация представленного на апробацию разноуровневого содержания по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» обеспечит максимальный учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР, что будет способствовать повышению качества их образования в условиях реализации принципа инклюзии, повышению удовлетворенности участников образовательного процесса качеством его организации и результатов.
Цель: определить эффективность использования разноуровневого содержания образования в образовательном процессе с воспитанниками с ОПФР в условиях реализации принципа инклюзии.
2. Задачи этапа экспериментальной деятельности
2.1. Задачи первого этапа экспериментальной деятельности:
- провести педагогическую диагностику актуального состояния и определить уровень сформированности представлений и умений воспитанников с ОПФР по образовательным областям «Физическая культура»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Элементарные математические представления»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Художественная литература»; «Подготовка к обучению грамоте» (в соответствии с возрастом);
- разработать перспективно-календарное планирование воспитания и обучения воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования с учетом результатов педагогической диагностики.
2.2. Задачи второго этапа экспериментальной деятельности:
- апробировать разноуровневое содержание образования воспитанников с ОПФР по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
2.3. Задачи третьего этапа экспериментальной деятельности:
- определить условия продуктивной реализации разноуровневого содержания с учетом принципа инклюзии в образовании воспитанников с ОПФР.
Ведущими в процессе реализации экспериментального проекта являются следующие принципы:
- субъектности (признание воспитанника с ОПФР полноценным участником образовательного процесса);
- нормализации жизнедеятельности (формирование академических и жизненных компетенций, обеспечивающих эффективную социализацию ребенка с ОПФР);
- онтогенетический (учет закономерностей психического развития в условиях нормотипичного развития и специфики протекания этого процесса в условиях нарушенного развития);
- учета зон актуального и ближайшего развития (выявление актуального уровня сформированности представлений и умений ребенка с ОПФР в определенной образовательной области и прогнозирование потенциала развития с учетом особых образовательных потребностей);
- комплексности (реализация разноуровневого содержания образования во взаимосвязи его компонентов);
- непрерывности (обеспечение преемственности процесса образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования);
- дифференциации средовых ресурсов воспитания и обучения детей с ОПФР (отбор предметных, пространственных, социально-психологических и организационно-смысловых ресурсов с учетом особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР, моделирование средовых комплексов для реализации разноуровневого содержания образования);
- доступности (адаптация методических приемов и средств при реализации разноуровневого содержания образования с учетом особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР);
- динамического наблюдения (учет динамики развития воспитанника с ОПФР в процессе овладения содержанием образования);
- качественного анализа результатов освоения разноуровневого содержания образования;
- практической направленности (формирование ключевых жизненных компетенций в процессе воспитания и обучения).
Прошедшее экспериментальную проверку разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития после апробации и внесения (при необходимости) коррективов может быть использовано в образовательном процессе в условиях реализации принципа инклюзии.
разгарнуць » / « згарнуць