Народная педагогика зародилась на земле с появлением «разумного человека». Труд создал человека и стал первым средством воспитания. Народная педагогика возникла в результате необходимости передачи из поколения в поколение необходимых знаний, навыков, норм социального поведения.
Народная мудрость учит начинать образование как можно раньше. Жестокое обращение с детьми в Беларуси встречается редко, даже в исключительных случаях. Отношение родителей к детям обычно мягкое, но требовательное. в фольклоре есть такое высказывание:
- Не бить кнутами, учить словами.
- Не кричи, а учись лучше.
- От вредителя ничего не будет.
- Несчастны те дети, которых не съел отец или мать.
Народ учит родителей воспитывать в ребенке самостоятельность, а не взращивать его. Главное в воспитании — убеждение, внушение, объяснение, пример взрослых, совет, упражнение, поощрение, одобрение и осуждение, в исключительных случаях — наказание.
Главным критерием нравственности в Беларуси всегда было отношение к труду, его трудолюбие, мастерство: не любишь работать - не будешь человеком.
Главный принцип белорусской этнопедагогики – воспитание детей трудом, подготовка их к самостоятельной жизни. Для белорусов трудовое воспитание началось чуть ли не с пеленок. Мать брала ребенка с собой в поле, где кормила его и пела колыбельные во время работы. Ребенок вместе с молоком матери усваивал традиции народа. Крестьяне работали от темна до темна: возделывали землю, выращивали овощи, обеспечивали себя одеждой, обувью, делали посуду, сельскохозяйственные орудия, повозки, корзины, занимались рыбной ловлей, охотой, с малых лет привлекали к работе детей. Сначала они выполняли легкую работу, помогали нянчить младших братьев и сестер, мыли посуду, пасли гусей.
в 6-7 лет девочек учили ткать, вышивать, вязать, готовить. в 14-15 лет садились за крест, под присмотром матери и бабушки ткали сукно, постельное белье, полотенца. А девушке, выходящей замуж, приходилось самой ткать одежду, белье, скатерти — готовить приданое. Мальчишки пасли гусей, в 8-9 лет - коров, в 15-16 пахали, косили. Когда они выросли, они участвовали в строительстве дома.
Несмотря на то, что дети начали работать с раннего возраста, они всегда находили время и возможность для игр. Белорусы считали игру древним средством воспитания. В играх дети приобщались к обычаям и традициям своего народа, своей семьи, получали первые трудовые навыки. Стоит упомянуть названия игр: «Садовник», «Груша», «А мы сеяли просо», «Брадник» и другие. Когда ребенок был совсем маленьким, родители устраивали ему игрушки из соломы, льна, тряпок, и чтобы такая кукла не болела, «не смотрела», «не делала» своего маленького хозяина, глазки не строила. и губы.Такая кукла была оберегом для ребенка от беды. Чтобы не подвергать опасности энергетическое поле ребенка, над колыбелью вешали соломенного паука - своего рода подвеску, которая привлекала ребенка своей скромной и загадочной красотой и защищала от злых духов. Такой паук поглощал плохую энергию, поэтому каждый год его сжигали и заменяли новым.
Белорусы давно используют такой метод организации работы, как талуки. Созвать талук — значит пригласить соседей помочь в работе. На талук собирались родственники, друзья, односельчане, хорошие знакомые, помогали обрабатывать землю, собирать урожай, строить и ремонтировать дом. Талака сопровождался песнями, шутками, привлекал детей и молодежь.
Белорусы смогли не только поработать, но и хорошо отдохнуть. У наших предков много праздников. По праздникам люди пели песни, катали карусели, шутили. Праздники повторялись ежегодно и были связаны с движением планеты вокруг солнца. Так образовался круг праздников: зимнее Рождество, Рождество, Крещение, Встреча, Масленица, весеннее Сараки, Камаэдзица, Пасха, Евангелие, Юр, Я, весенний звук, летнее Купала, Семуха, Спас, осеннее Рождество. Кроме того, отмечались семейные и религиозные праздники: свадьбы, семейные, крестины.
Белорусы всегда очень торжественно встречали гостей, угощали всем, что есть в доме. Традиционная еда белорусов проста, сытна и полезна. Скварка и мясо были на столе обычно по праздникам, а каждый день играли блюдами из картошки (бабки, драники, копыта, колдуны). Из мучных блюд наиболее известны вареники, каши из круп и каши. Каша - первое обрядовое блюдо: на рождество - перловка (куция), на крестины - бабина, на свадьбу - сладкая каша. Молоко обычно использовали не для приготовления пищи, а для отбеливания посуды, приготовления сыра, сметаны, взбивания масла. Детям давали сыр, взрослые часто пили кислое молоко (творог). Много употребляемых овощей, рыбы, грибов, квасов, компотов, киселей. Такая пища позволяла нашим предкам не только хорошо и честно работать, но и давать сильное потомство.
Семейный этикет испокон веков требует поддержания авторитета своей семьи среди знакомых. По традиции жена не ругает мужа, не может разоблачать семейные неурядицы, должна поднимать авторитет мужа среди детей. До нас дошло множество пословиц о семейных отношениях:
- согласие строит, невзгоды строит;
- никому не рассказывай, что происходит в доме;
- женщина без мужчины, как колесо без лошади.
Большое внимание уделялось воспитанию у детей уважения к отцу и матери. Детям не разрешалось повышать голос на родителей, спорить с ними. Слово родителей было законом для детей.
На протяжении веков этнопедагогика была чуть ли не единственным средством воспитания людей. Она создала правильный тип человека: трудолюбивый, искренний, честный. доброжелательный, гуманный, гостеприимный и т.
И сегодня, чтобы воспитать гармонично развитую, национально сознательную личность с лучшими качествами гражданина, работника и семьянина, мы обращаемся к народной мудрости, к истории народа, его традициям и обычаям.
Литература:
- Алехнович А., Рахчеев М., Федосик А., Белорусский детский фольклор - Минск, 1994.
- Метод макияжа АА. помощь. / А. А. Гримат, Л. М. Воронецкая, В. Пашкевич. - Народная педагогика белорусов. - Мн.: Ред. ул. М. Скакун, 1999. - с. 256
- Красила А., Моя родина называется Беларусью - Мозырь, 2004.
разгарнуць » / « згарнуць