Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра:
из опыта работы ГУО «Ясли-сад № 20 г. Кобрина»
Включение в жизнь общества людей с аутистическими нарушениями является важной социальной и психолого-педагогической задачей. Основное противоречие на этапе дошкольного возраста ребенка с расстройством аутистического спектра – это несоответствие особенностей его коммуникации, социального взаимодействия и поведения тем требованиям, которые предъявляются к детям при поступлении в дошкольное учреждение образования, а потом и в школу.
К сожалению, специально разработанного современного программно-методического обеспечения для детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия на сегодняшний день нет.
Разработка и апробация программно-методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическим нарушениями позволит оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, повысить качество образования, эффективность коммуникации и продуктивность социального взаимодействия детей дошкольного возрастас аутистическими нарушениями.
С этой целью на базе нашего дошкольного учреждения проводится экспериментальный проект: «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», который рассчитан на 2021–2022 учебный год.
Экспериментальный проект выполнялся в три этапа.
Первый этап – организационный (сентябрь–октябрь 2021 года)
Содержание работы на первом этапе включает:
- оформление документов по экспериментальной деятельности (составление календарного, перспективного планирования, составление конспектов занятий и технологических карт)
- изучение литературы и методических разработок по данной теме;
- проведение первичной диагностики;
- анкетирование родителей.
Второй этап – основной или этап реализации (октябрь 2021 года – март 2022 года)
Содержание работы на втором этапе включает:
- апробацию, уточнение и дополнение содержания коррекционных занятий по направлениям «Формирование социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями;
- промежуточный мониторинг реализации экспериментальной деятельности.
Третий этап – аналитический (апрель 2022 года)
Содержание этапа включает:
- анализ и обобщение результатов экспериментальной работы с целью выявления динамики в развитии навыков коммуникации, взаимодействия и социального поведения у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями.
- определение эффективности экспериментальной работы по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- выявление удовлетворенности педагогов и родителей изменениями, происходящими в ходе эксперимента.
Цель экспериментальной деятельности: апробировать и усовершенствовать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, определить его эффективность в коррекционно-образовательном процессе.
Задачи экспериментального проекта:
1. Формировать умение дифференцировать возрастные и социальные категории; отбирать социальные навыки в зависимости от условий ситуации.
2. Формировать умение к установлению социальных связей и вступление в контакт с людьми ближнего окружения, формировать умение элементарного контактирования и поддержания общественной дистанции с людьми дальнего окружения.
3. Формировать социальные умения, связанные с нахождением в детской группе, избирательность в отношении сверстников и толерантность к их присутствию.
4. Формировать умения запрашивать информацию, распоряжаться полученной информацией; формировать вербальные и невербальные диалоговые навыки.
5. Формировать умение действовать в элементарных ситуациях взаимодействия, самостоятельно инициировать взаимодействия с другим ребенком и взрослым.
Программа экспериментального проекта ориентирована, прежде всего, на развитие потребности в общении, обучение средствам и способам общения, на развитие социальной и коммуникативной компетентности ребенка с расстройством аутистического спектра.
В процессе реализации экспериментального проекта на базе нашего дошкольного учреждения впервые апробировано содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Содержание занятий разработано по направлениям «Формирование социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия».
Для решения задач программы, использовались индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, на которых осуществлялось активное побуждение к деятельности детей с расстройством аутистического спектра, вовлечение детей в игры со сверстниками, побуждение к общению со сверстниками и взрослыми.
Организационные формы коррекционной работы:
1. Индивидуальная. На этом этапе осуществляется формирование каждого коммуникативного навыка в индивидуальной форме на занятиях учителя-дефектолога.
2. Индивидуальная. Закрепление навыка происходит в паре с другими специалистами, родителями и знакомыми из ближайшего окружения на занятиях и в повседневной жизни.
3. Подгрупповая (2 ребенка и специалист). Осуществляется закрепление навыка в малой группе. На данном этапе дети еще не обращаются друг к другу. Оба ребенка контактируют со специалистом. Взаимодействие осуществляется по принципу параллельной игры, когда оба ребенка играют в одну и ту же игру, но отдельно друг от друга. Дети учатся использовать коммуникативный навык в присутствии другого ребенка.
. Подгрупповая. Закрепление коммуникативного навыка осуществляется при взаимодействии ребенка и детей непосредственно друг с другом. Специалист в данном случае находится в роли организатора и координатора коммуникативного акта.
Обучение детей с аутистическими нарушениями мы строили с учётом индивидуальных особенностей ребенка, опираясь на диагностический материал (выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка) и определение путей коррекции и дальнейшего пути развития конкретного ребенка. Все люди разные, все дети разные, а тем более дети с аутистическими нарушениями.
Моделируя на занятиях, различные ситуации, мы ставили ребенка перед необходимостью решать определенные задачи общения, коммуникации и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Проводимые игры и упражнения способствовали формированию элементарных навыков общения, они были призваны создать благоприятный эмоциональный фон, создать условия для возникновения потребности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, вызвать интерес к игровой деятельности. На таких занятиях ребенок имеет возможность получать позитивный опыт от общения с взрослыми ближнего окружения и со сверстниками. Именно в группе сверстников, в безопасных условиях знакомых ребенку, наши воспитанники получают опыт познания другого человека, а также имеют возможность приобрести важные социальные навыки, навыки общения, коммуникации и взаимодействия.
Очень важно отличать коммуникативные навыки от речевых. Часто детей с расстройствами аутистического спектра определяют, как «не разговаривающих», и поэтому существует предположение, что если их обучить говорить, то все проблемы общения разрешатся сами собой. На самом деле наиболее важным компонентом общения является именно коммуникация, а не разговорный язык. Даже не сказав ни слова, мы способны объяснить, чего хотим, привлекая внимание с помощью жестов и взгляда. Именно этого не умеют делать аутичные дети.
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра от нас потребовала постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания, переосмысления собственных взглядов на развитие детей с расстройством аутистического спектра.
Основные направления работы:
формирование умений выражать просьбы;
формирование умение выражать согласие, несогласие;
формирование социальной ответной реакции;
формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события;
формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
формирование умений понимать и выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
формирование диалоговых навыков (дослушивать собеседника, не перебивать, уметь поддерживать диалог, уметь инициировать диалог, соблюдать правила разговора).
Реализуя задачи экспериментального проекта строили коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков на основе следующих принципов, разработанных в коррекционной педагогике:
- комплексного воздействия;
- систематичности;
- обучения от простого – к сложному;
- наглядности;
- принципа дифференцированного подхода к обучению;
- индивидуального подхода;
- связи речи с другими сторонами психического развития.
В своей работе мы используем следующие методы и приёмы:
- словесные методы (рассказ педагога, чтение художественной литературы, чтение стихов, проговаривание новых слов, загадывание загадок, беседа, обсуждение, вопросы, пояснение, объяснение, сравнение);
- наглядные методы (визуализация, рассматривание картин и иллюстраций, рассматривание игрушек и предметов, социальные истории, мнемотаблицы, демонстрация мультфильмов, коротких роликов, презентаций);
- практические методы (упражнения, показ, оказание индивидуальной помощи, продуктивная деятельность, момент ожидания, поэтапное решение поставленных задач, ситуация успеха в деятельности, трудовые поручения);
- игровые методы (дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, сюрпризные моменты, привлечение прошлого опыта, элементы соревнования, которые предполагают перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию).
Визуализация – один из важнейших компонентов обучения детей с расстройством аутистического спектра. Давно доказано, что материал лучше усвоится, если мы его наглядно продемонстрируем. А для детей с аутистическими нарушениями это факт актуален вдвойне. Для них характерно визуальное мышление – они думают «в картинках».
Дети с аутистическими нарушениями видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. Для своих воспитанников мы создаём различные визуальные инструменты: визуальное расписание дня, расписание занятия, карточки-схемы (сначала – потом, помоги, перемена), социальные истории в картинках и др.
Так как детям с аутистическими нарушениями трудно осваивать любой новый вид деятельности, мы подбирали такие задания, с которыми они обязательно справятся и у них сформируется ситуация успеха. Наша помощь и похвала помогали закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на наши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создавали положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем помогла сделать наше взаимодействие с ребенком более эффективным.
Немаловажным в работе с детьми с РАС является мотивация – внутренняя и внешняя движущая сила, побуждающая к деятельности. Поощрения, которые мы использовали после правильного поведения ребенка и выполненных заданий помогали нам добиться необходимого результата и замотивировать воспитанников на деятельность. Мы использовали в качестве поощрений жетонную систему, игрушки, необычные предметы, похвалу, редко пищевые поощрения.
Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе сюжетно-ролевых игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разные ситуации из социальной жизни. От того, насколько хорошо развита сюжетно-ролевая игра, во многом зависит и возможности социализации взрослого человека. В игровом проживании сюжетов, ребенок учится договариваться, учитывать желания других людей, в тоже время отстаивать и свои интересы тоже, учится быть гибким во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому на своих коррекционно-развивающих занятиях мы активно используем сюжетно-ролевые игры.
На коррекционно-развивающих занятиях мы широко использовали метод социальных историй. Социальные истории – это написанные от лица ребенка короткие рассказы, которые в деталях раскрывают адекватные способы действий в сложных жизненных ситуациях. Слушая социальную историю и рассматривая иллюстрацию к ней, ребенок с расстройством аутистического спектра накапливает некий запас приемлемых поведенческих образцов, каждый из которых может потом применить на практике.
В процессе коррекционной работы применялся метод «сопровождающего обучения», который основан на использовании естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков.
Взрослый, находящийся с ребенком, должен рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения коммуникативного взаимодействия.
К коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра нужно подходить комплексно. Только команда специалистов и единомышленников (педагоги, врачи, психологи, родители) могут оказать качественную помощь. И мы рады, что на базе нашего дошкольного учреждения такая команда сложилась.
Очень важно включить родителей в этот процесс, это будет гарантией того, что выполнение и соблюдение правил станет неотъемлемой стороной жизни ребенка.
Анализ контрольно-оценочного компонента на начало и конечный этап коррекционно-развивающей работы, позволяет сделать вывод о положительных результатах в развитии навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у наших воспитанников.
Работа по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра — процесс долгий, сложный и в каждом конкретном случае
уникальный. Поэтому система обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра предполагает постоянный поиск более оптимальных
методов и приёмов. Ведь будущее ребенка с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от правильно подобранного и осуществляемого специалистами целенаправленного, комплексного подхода, выбора индивидуального маршрута сопровождения.
разгарнуць » / « згарнуць